Силовой агрегат Монтаж силового агрегата с АКП Переборка двигателя Блок цилиндров и его ремонт Шатунно поршневая группа и её состояние Коленвал и маховик Механизм газораспределения
Снимаем головку блока Установка головки блока Переборка, диагностика и ремонт Головки блока Зазоры в приводе клапанов
Головка блока (SR20DE) Монтаж крышки головки блока Монтаж передней крышки газораспределителя Монтаж цепи привода распредвалов Снятие головки блока Диагностика и установка Головки блока Распределительные валы
Система охлаждения Ремень водяного насоса Водяной насос Заправка системы охлаждения
Проверка герметичности системы охлаждения
Система смазки Масляный насос Как проверить давление масла Масляный радиатор ( SR20DE)
Масляный поддон (SR20DE) Система выпуска отработавших газов Система питания
КСУД (система упр. двигателем)
Система управление впрыском топлива Стстема управления углом опережения зажигания Проверка КСУД Электрические параметры системы Само-диагностика КСУД Как отрегулировать холостой ход и CO Настройка начального угла опережения зажигания
Датчик детонации (SR20DE)
Анализ выхлопных газов
Проверка клапана рециркуляции ОГ
Проверка регулятора давления топлива Проверка топливных форсунок
Проверка компрессии двигателя
Регулировка теплового зазора
|
Газораспределительный механизм
В двигателях применен 16-клапанный механизм газораспределения с двумя расположенными в головке блока цилиндров распределительными валами. Привод валов осуществляется от коленчатого вала двумя роликовыми цепями на двигателях GA14DE и GA16DE, одной роликовой цепью на двигателе SR20DE. Головка цилиндра отлита из алюминиевого сплава, имеет по четыре клапана на цилиндр; камеры сгорания полусферической формы. В головку блока цилиндров запрессованы седла и направляющие втулки клапанов. Корпуса подшипников распределительных валов обработаны за одно целое с головкой блока цилиндров и имеют съемные крышки. Правильное положение головки на блоке цилиндров фиксируется двумя установочными втулками. |
Рисунок 2.13. Детали механизма газораспределения двигателей GA14DE и GA16DE: 1 — шкив коленчатого вала; 2 — башмак натяжителя; 3 — прокладка; 4 — натяжитель цепи привода промежуточной звездочки; 5 — звездочка впускного распределительного вала; 6 — натяжитель цепи привода распределительных валов; 7 — звездочка выпускного распределительного вала; 8 — цепь привода распределительных валов; 9 — распределительный вал впускных клапанов; 10 — распределительный вал выпускных клапанов; 11 — регулировочная шайба; 12 — толкатель; 13 — сухари; 14 — тарелка пружины; 15 — пружина; 16 — маслоотражательный колпачок; 17 — опорная шайба пружины; 18 — клапан; 19 — ось промежуточной звездочки; 20 — промежуточная звездочка; 21 — успокоитель; 22 — цель привода промежуточной звездочки; 23 — звездочка коленчатого вала; 24 — втулка привода масляного насоса; 25 — передняя крышка привода распределительных валов
|
|
Рисунок 2.14. Детали привода механизма газораспределения двигателя SR20DE: 1 — звездочка впускного распределительного вала; 2 — болт крепления верхней направляющей цепи; 3 — распределительные валы; 4 — верхняя направляющая цепи; 5 — уплотнительное кольцо; 6 — блок цилиндров; 7 — звездочка выпускного распределительного вала; 8 — болт крепления звездочки распределительного вала; 9 — цепь привода распределительных валов; 10 — передняя направляющая цепи; 11 — звездочка коленчатого вала; 12 — болт крепления передней направляющей цепи; 13 — втулка привода масляного насоса; 14 — болт крепления крышки привода распределительных валов; 15 — шкив коленчатого вала; 16 — болт крепления шкива коленчатого вала; 17 — крышка привода распределительных валов; 18 — штифт-болт; 19 — прокладка; 20 — уплотнительное кольцо; 21 — натяжитель цепи; 22 — болт и гайка натяжителя цепи; 23 — башмак натяжителя
|
|
К механизму газораспределения относятся: головка блока цилиндров, распределительные валы, впускные и выпускные клапаны, пружины клапанов с деталями их установки, направляющие втулки клапанов, гидравлические толкатели или толкатели с регулировочными шайбами, рычаги, приводные цепи, звездочки, натяжители приводных цепей (рисунок 2.13 и 2.14). Высота головки блока цилиндров двигателей GA замеряется между поверхностью сопряжения с блоком цилиндров и опорной плоскостью болтов крепления головки и составляет 117,8—118,0 мм. Высота головки блока цилиндров двигателей SR замеряется между сопрягаемыми поверхностями головки и должна составлять 136,9—137,1 мм. Допустимое отклонение от плоскостности поверхности сопряжения с блоком цилиндров не более 0,1 мм. При шлифовании этой поверхности допускается снятие металла не более 0,2 мм. Чугунные направляющие втулки клапанов запрессованы в головку блока цилиндров. Натяг при запрессовке втулок в головку блока цилиндров составляет 0,024—0,059 мм. Диаметр отверстий в головке блока цилиндров для запрессовки направляющих втулок, мм: новых 9,475—9,534 ремонтных 9,723—9,734 Зазор между стержнем клапана и направляющей втулкой для впускных клапанов 0,02—0,05 мм, для выпускных клапанов 0,04—0,07 мм. Выступание направляющих втулок клапанов 11,5—11,7 мм. Стальные седла клапанов запрессованы в головку блока цилиндров. Диаметр отверстий в головке блока цилиндров для запрессовки ремонтных седел клапанов, мм: впускных: двигатель GA14DE 30,500—30,516 двигатель GA16DE 31,500—31,516 выпускных: для всех двигателей 25,500—25,516 Размерные характеристики седел клапанов двигателей GA представлены в табл. 2.5. |
Таблица 2.5 Размерные характеристики седел клапанов двигателей GA14DE и GA16DE |
|
|
|
|
|
|
Наружный диаметр рабочей фаски, мм |
|
|
|
Внутренний диаметр рабочей фаски, мм |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Прокладка головки блока цилиндров выполнена из синтетического материала (без содержания асбеста), имеет силиконовый жгут по периметру и металлическую окантовку отверстий вокруг цилиндров. Прокладка устанавливается отметкой «ТОР» в сторону головки блока цилиндров. На двигателях GA14DE и GA16DE применяются механические толкатели цилиндрической формы, перемещающиеся в отверстиях головки блока цилиндров. На верхней части толкателей имеется выемка для установки регулировочной шайбы. Наружный диаметр толкателей 29,960—29,975 мм. Диаметр отверстий в головке блока цилиндров 30,000—30,021 мм. Зазор между толкателем и стенкой отверстия в головке блока цилиндров 0,025—0,061 мм. На двигателе SR20DE установлены гидравлические толкатели, обеспечивающие беззазорную работу механизма газораспределения. Наружный диаметр гидротолкателей 16,980—16,993 мм. Диаметр отверстий в головке блока цилиндров 17,00—17,02 мм. Зазор между толкателем и стенкой отверстия в головке блока цилиндров 0,07—0,04 мм. В каждой камере сгорания установлено четыре стальных клапана (два впускных и два выпускных), приводимых распределительными валами через толкатели. Размерные характеристики клапанов двигателей GA представлены в табл. 2.6. |
Таблица 2.6 Размерные характеристики клапанов двигателей GA14DE и GA16DE |
|
|
|
|
Двигатели GA14DE и GA16DE |
|
|
|
|
|
|
Диаметр стержня клапана, мм |
|
Двигатели GA14DE и GA16DE |
|
|
|
|
|
|
Диаметр цилиндрической части тарелки клапана, мм |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Угол рабочей фаски клапана |
|
|
|
Минимальная допустимая толщина цилиндрической части тарелки клапана, мм |
|
|
|
|
На направляющие втулки клапанов напрессованы маслоотражательные колпачки. На каждом клапане установлена одна пружина, одинаковая для впускных и выпускных клапанов. Длина пружины в свободном состоянии: — двигатели GA14DE и GA16DE 41,19 мм; — двигатель SR20DE 49,36 мм. Длина пружины под нагрузкой 34,5 кг должна быть равна 25,26 мм. Максимально допустимая несоосность витков пружин: — для двигателей GA14DE и GA16DE 1,8 мм; — для двигателя SR20DE 2,2 мм. Распределительные валы изготовлены из чугуна, впускные валы — пятиопорные, выпускные — шестиопорные. Высота кулачков двигателей распределительных валов составляет: — для двигателя GA14DE: 39,38—39,57 мм; — для двигателя GA16DE: 39,38—39,57 мм для вала впускных клапанов: 39,88—40,07 мм для вала выпускных клапанов; — для двигателя SR20DE: 28,408—38,598 мм для вала впускных клапанов; 37,92—38,11 мм для вала выпускных клапанов. Максимально допустимый износ кулачков 0,2 мм. Зазоры в механизме привода клапанов двигателей GA на горячем / холодном двигателе составляют, мм: впускные клапаны 0,32—0,40/ 0,25—0,33; выпускные клапаны 0,37—0,45/ 0,32—0,40. Диаметр опорных шеек распределительных валов, мм: двигатели GA14DE и GA16DE: шейка №1 (со стороны привода распределительного вала) 27,935—27,955 шейки №2—5 23,935—23,955 двигатель SR20DE 27,935—27,955 Радиальный зазор распределительных валов, мм: номинальный 0,045—0,086 максимально допустимый 0,15 Осевой зазор распределительных валов, мм: двигатели GA14DE и GA16DE: номинальный 0,070—0,143 максимально допустимый 0,2 двигатель SR20DE: номинальный 0,055—0,139 максимально допустимый 0,2 |
Рисунок 2.15. Маркировка распределительных валов: 1 — распределительный вал впускных клапанов; 2 — распределительный вал выпускных клапанов
|
|
На распределительных валах впускных клапанов наносится маркировка «I», выпускных клапанов — «Е» (рисунок 2.15). |
Рисунок 2.16. Порядок установки и маркировки крышек корпусов подшипников распределительных валов: 1 — номер крышки; 2 — стрелка, направленная в сторону привода распределительных валов
|
|
Нумерация крышек распределительных валов приведена на рисунке 2.16. Фазы газораспределения двигателей GA указаны в табл. 2.7 без учета зазора между кулачками распределительных валов и толкателями. |
Таблица 2.7 Фазы газораспределения двигателей GA |
|
|
|
|
Начало открытия впускного клапана до ВМТ такта выпуска, опережение |
|
|
|
Закрытие впускного клапана после НМТ такта сжатия, запаздывание |
|
|
|
Начало открытия выпускного клапана до НМТ рабочего хода, опережение |
|
|
|
Закрытие выпускного клапана до ВМТ такта выпуска, опережение |
|
|
|
|
Привод распределительных валов на двигателях GA проводится от коленчатого вала двумя цепями. Одна цепь, имеющая 80 звеньев, вращает промежуточную звездочку, вторая, имеющая 54 звена, передает вращение промежуточной звездочки распределительным валам. Распределительные валы двигателя SR20DE приводятся одной роликовой цепью. Цепи натягиваются гидравлическими натяжителями. |
|