Силовой агрегат Монтаж силового агрегата с АКП Переборка двигателя Блок цилиндров и его ремонт Шатунно поршневая группа и её состояние Коленвал и маховик Механизм газораспределения
Снимаем головку блока Установка головки блока Переборка, диагностика и ремонт Головки блока Зазоры в приводе клапанов
Головка блока (SR20DE) Монтаж крышки головки блока Монтаж передней крышки газораспределителя Монтаж цепи привода распредвалов Снятие головки блока Диагностика и установка Головки блока Распределительные валы
Система охлаждения Ремень водяного насоса Водяной насос Заправка системы охлаждения
Проверка герметичности системы охлаждения
Система смазки Масляный насос Как проверить давление масла Масляный радиатор ( SR20DE)
Масляный поддон (SR20DE) Система выпуска отработавших газов Система питания
КСУД (система упр. двигателем)
Система управление впрыском топлива Стстема управления углом опережения зажигания Проверка КСУД Электрические параметры системы Само-диагностика КСУД Как отрегулировать холостой ход и CO Настройка начального угла опережения зажигания
Датчик детонации (SR20DE)
Анализ выхлопных газов
Проверка клапана рециркуляции ОГ
Проверка регулятора давления топлива Проверка топливных форсунок
Проверка компрессии двигателя
Регулировка теплового зазора
|
Коленвал и маховик
Рисунок 2.5. Детали блока цилиндров и кривошипно-шатунного механизма двигателей GA14DE и GA16DE: I — с механической коробкой передач; II — с автоматической коробкой передач; 1 — блок цилиндров; 2 — держатель задней манжеты коленчатого вала; 3 — сливная пробка охлаждающей жидкости блока цилиндров; 4 — кронштейн; 5 — вкладыши коренных подшипников коленчатого вала; 6 — упорные полукольца коленчатого вала; 7 — коленчатый вал; 8 — крышки коренных подшипников коленчатого вала; 9 — втулка привода масляного насоса; 10 — звездочка коленчатого вала; 11 — сегментные шпонки; 12 — крышка нижней головки шатуна; 13 — шатунные вкладыши; 14 — шатун; 15 — стопорные кольца; 16 — поршневой палец; 17 — поршень; 18 — маслосъемное кольцо; 19 — нижнее компрессионное кольцо; 20 — верхнее компрессионное кольцо; 21 — задняя манжета коленчатого вала; 22 — задняя крышка; 23 — маховик; 24 — нижняя крышка; 25 — задняя крышка; 26 — ведомый диск
|
|
Коленчатый вал чугунный, пятиопорный с четырьмя противовесами (смотрите рисунок 2.5 и 2.6). |
Рисунок 2.6. Детали блока цилиндров и кривошипно-шатунного механизма двигателя SR20DE: 1 — крышка цепи привода механизма газораспределения; 2 — кронштейн крепления генератора; 3 — водяной насос; 4 — блок цилиндров; 5 — держатель задней манжеты коленчатого вала; 6 — упорные полукольца; 7 — маховик; 8 — задняя крышка; 9 — коленчатый вал; 10 — вкладыш коренного подшипника; 11 — крышка коренного подшипника; 12 — станина коренных подшипников коленчатого вала; 13, 14 — маслоотражательный экран; 15 — алюминиевый картер; 16 — маслоуспокоительный щиток; 17 — стальной штампованный картер; 18 — пробка сливного отверстия; 19 — крышка; 20 — шатун и крышка шатуна; 21 — вкладыши нижней головки шатуна; 22 — стопорные кольца; 23 — поршневой палец; 24 — втулка верхней головки шатуна; 25 — поршень; 26 — поршневые кольца; 27 — маслоприемник с фильтром масляного насоса; 28 — уплотнительное кольцо
|
|
По диаметру коренных и шатунных шеек коленчатые валы разбиты на три размерные группы, за исключением коленчатого вала двигателя SR20DE, имеющего четыре размерные группы (таблица 2.3). |
Таблица 2.3 Размерные характеристики коленчатого вала, мм |
|
|
|
|
|
|
|
Двигатели GA14DE и GA16DE |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Двигатели GA14DE и GA16DE |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Зазор между вкладышем и коренной шейкой |
|
Двигатели GA14DE и GA16DE |
|
0,018-0,042 (номинальный) |
|
|
0,004-0,022 (номинальный) |
|
Двигатели GA14DE и GA16DE |
|
|
Зазор между вкладышем и шатунной шейкой |
|
Двигатели GA14DE и GA16DE |
|
0,010-0,035 (номинальный) |
|
|
0,020-0,045 (номинальный) |
|
Двигатели GA14DE и GAS16DE |
|
|
Осевой зазор коленчатого вала |
|
Двигатели GA14DE и GAS16DE |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Овальность коренных и шатунных шеек, не более |
|
|
|
Конусность коренных и шатунных шеек, не более |
|
|
|
|
Два упорных полукольца устанавливаются в гнезда по обе стороны от центральной опоры коленчатого вала. Они обеспечивают регулировку осевого зазора коленчатого вала. Полукольца установлены стороной с канавками к коленчатому валу. Чугунный маховик закреплен болтами на коленчатом валу. Центрирование маховика обеспечивается установочной втулкой. Максимальное осевое биение маховика на диаметре 115 мм не должно превышать 0,15 мм. |
Рисунок 2.8. Маркировка размерных групп диаметров цилиндров на блоке двигателей GF14DE и GA16DE: 1 — номера размерных групп диаметров цилиндров; 2 — номера размерных групп (категорий размеров) вкладышей подшипников коленчатого вала; 3 — номер размерной группы диаметра цилиндра № 1; 4 — номер размерной группы (категории размера) вкладышей подшипника № 1
|
|
Рисунок 2.11. Маркировка размерных групп диаметров шеек коленчатого вала: 1 — код размерных групп диаметров шатунных шеек коленчатого вала; 2 — код размерных групп диаметров коренных шеек коленчатого вала; 3 — метка размерной группы диаметра шатунной шейки №1; 4 — метка размерной группы диаметра коренной шейки №1
|
|
Рисунок 2.12. Вкладыши коренных подшипников коленчатого вала: 1 — вкладыш с канавкой и отверстием для смазки, устанавливается со стороны блока цилиндров; 2 — гладкий вкладыш, устанавливается в крышку корпуса коренного подшипника; 3 — маркировка краской размерной группы
|
|
На блок цилиндров и коленчатый вал нанесена маркировка, облегчающая их комплектацию. Маркировка включает в себя пятизначный код категории размеров устанавливаемых вкладышей и диаметров цилиндров. на рисунке 2.8 и 2.11 приведены примеры расшифровки указанных параметров. Вкладыши коренных подшипников тонкостенные стальные с рабочей поверхностью из алюминиево-оловянного сплава. Вкладыши, устанавливаемые в блок цилиндров, имеют канавки и отверстия для смазки. Вкладыши, устанавливаемые в крышки подшипников, гладкие (рисунок 2.12). По толщине все вкладыши разбиты на размерные группы, которые маркируются краской на торце. Вкладыши шатунных подшипников также стальные тонкостенные с рабочей поверхностью из алюминиево-оловянного сплава. Вкладыши со стороны шатуна имеют отверстие, которое при сборке совмещается с отверстием в теле шатуна. Шатунные вкладыши тоже разбиты на группы по толщине, маркируемые краской на торце (таблица 2.4). Ремонтные вкладыши также различаются по размерным группам. |
Таблица 2.4 Толщина вкладышей |
* Без цветовой метки. ** Метка черного цвета. |
Толщина вкладышей двигателей GA14DE и GA16DE, мм: коренные: +0,25 1,960—1,964 +0,50 2,085—2,089 шатунные: +0,08 1,542—1,546 +0,12 1,562—1,566 +0,25 1,627—1,631 Толщина вкладышей двигателя SR20DE: коренные: +0,05 2,109—2,117 шатунные: +0,08 1,541—1,549 +0,12 1,561—1,569 +0,25 1,626—1,634 |
Проверка состояния
Шатунные и коренные шейки не должны иметь задиров, царапин, следов перегрева. Геометрические размеры шеек не должны выходить за указанные пределы. В противном случае необходимо выполнить перешлифовку шеек до ремонтных размеров. Вкладыши не подвергаются никаким ремонтным операциям и в случае износа заменяются новыми. На вкладышах не допускаются задиры, отслоения, царапины и т.п. |
Зазоры между вкладышами и шейками коленвала
Проверка выполняется при помощи специальной калиброванной пластмассовой проволоки. Тщательно очистите рабочие поверхности вкладышей и соответствующей шейки коленчатого вала. Положите отрезок пластмассовой калиброванной проволоки, равный по длине ширине вкладыша, на поверхность шейки. В зависимости от вида проверяемой шейки установите на шейке шатун с крышкой или крышку коренного подшипника и затяните гайки или болты крепления. Гайки шатунных болтов затягивайте моментом 2,9 кгс·м, болты крепления крышек коренных подшипников — моментом 5,3 кгс·м. Не допускайте при этом проворачивания коленчатого вала двигателя. Выверните болты, снимите крышку и, пользуясь шкалой, нанесенной на упаковку проволоки, по деформации проволоки определите величину зазора. Если зазор в подшипниках превышает 0,1 мм, перешлифуйте шейки под ремонтный размер и поставьте вкладыши ремонтного размера. |
Осевой зазор коленвала
Установите упорные полукольца в гнезда средней опоры так, чтобы канавки для смазки были обращены в сторону коленчатого вала, установите в блок цилиндров вкладыши подшипников. Смажьте и вложите в подшипники коленчатый вал. Установите на место крышки подшипников с вкладышами. Стрелки на крышках должны быть направлены в сторону привода распределительных валов. Затяните заданным моментом новые болты крепления крышек. Установите индикатор так, чтобы его ножка упиралась в торец коленчатого вала. Сдвигая при помощи рычага коленчатый вал в осевом направлении, определите его перемещение по индикатору. Если перемещение не соответствует рекомендованной величине, замените упорные полукольца. |
|